Образовательная программа
РАЗДЕЛ 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Дошкольный возраст является важнейшим в развитии человека, так как он заполнен существенными физиологическими, психологическими и социальными изменениями. Это период жизни, который рассматривается как самоценное явление со своими законами, субъективно переживается в большинстве случаев как счастливая, беззаботная, полная приключений и открытий жизнь. Дошкольное детство играет решающую роль в становлении личности, определяя ход и результаты ее развития на последующих этапах жизненного пути человека.
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Нагорьевский детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением физического развития воспитанников ( в дальнейшем ДОУ) является звеном муниципальной системы образования Переславского муниципального района, Ярославской области, обеспечивающим помощь семье в воспитании детей дошкольного возраста, охране и укреплении их здоровья; совершенствовании интеллектуального, личностного и физического развития; осуществлении необходимой коррекции отклонений в развитии и приобщении детей к общечеловеческим ценностям.
В ДОУ воспитываются дети в возрасте 1,5 лет до 7лет. Приоритетным направлением дошкольного учреждения является физическое развитие.
Основными средствами реализации предназначения ДОУ является:
- Устав МДОУ, зарегистрированный 19.05.2009г.
- Лицензированная образовательная деятельность (лицензия № 272379).
- Профилактическая помощь в коррекции физических и психических нарушений.
- Освоение воспитанниками обязательного минимума содержания дошкольного образования.
- Освоение воспитанниками основной общеобразовательной программы «Программа воспитания и обучения в детском саду» и комплекса парциальных программ: «Здоровый дошкольник» – Ю.Ф.Змановский; «Я – человек» – С.А.Козлова;»Основы безопасности детей дошкольного возраста» – Р.Б.Стеркина; «Юный эколог» – С.Н.Николаева; «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» – О.Л.Князева.
- Предоставление воспитанникам возможности апробировать себя в различных видах деятельности: игровой, учебной, организаторской и трудовой.
- Обеспечение благоприятного психологического климата в ДОУ, развитие и совершенствование предметно-развивающей среды в соответствии с приоритетом.
- Высокий профессионализм педагогов, медицинского работника.
- Предоставление родителям воспитанников возможности ознакомления с ходом и содержанием образовательного процесса, а также с уровнем развития детей.
- Обеспечение охраны и укрепления здоровья воспитанников.
- Первичная (доврачебная ) помощь.
В соответствии с современной научной «Концепцией дошкольного воспитания» о признании самоценности дошкольного периода детства на первый план выдвигаются следующие принципы и подходы:
- научности (использование научно-обоснованных и апробированных программ, технологий и методик);
- доступности (использование здоровьесберегающих технологий в соответствии с возрастными особенностями детей);
- непрерывности образования;
- дифференциации и индивидуализации;
- активности участие всего коллектива педагогов, специалистов и родителей в поиске эффективных методов оздоровления дошкольников);
- развивающего обучения (развитие познавательных, коммуникативных, творческих, регуляторных способностей ребенка);
- культуросообразности (духовно-нравственное воспитание дошкольников);
- сознательности;
- систематичности;
- оптимальности (правильная интерпретация результатов медицинской, педагогической, психофизической диагностики; планирование способов, методов и приемов коррекции, развития на основе полученных данных).
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ.
ЦЕЛЬ: создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка ребенка к жизни в современном обществе.
ЗАДАЧИ:
- Обеспечить интеллектуальное, личностное и психофизическое развитие ребенка.
- Укреплять здоровье и совершенствовать физическое развитие детей.
- Осуществлять необходимую коррекцию отклонений в
Активно содействовать развитию познавательной активности и способностей к творческому самовыражению в различных видах детской деятельности.
- Приобщать детей к общечеловеческим ценностям.
- Взаимодействовать с семьей с целью полного развития ребенка.
РАЗДЕЛ 2.
ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЬНО – ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА.
Детский сад работает в десяти с половиной часовом режиме: с 7.30 до 18.00 с двумя выходными днями – суббота и воскресенье. Праздничные дни в соответствии с общепринятыми Российскими праздниками.
Питание в детском саду трехразовое: завтрак, обед, уплотненный полдник.
С группой детей работает постоянный состав: два воспитателя и младший воспитатель. Кроме этого со всеми группами работают специалисты: инструктор по физическому воспитанию, музыкальный руководитель, педагог по ИЗО и медицинская сестра.
Занятия с детьми проводятся в утренние (после завтрака) и вечерние (после полдника) часы, продолжительность и количество занятий зависит от возраста и колеблется от 10 до 17 (в том числе по дополнительному образованию) занятий в неделю, продолжительность занятий от 10 до 30 минут.
Расписанием занятий предусмотрено 3 занятия по физической культуре (одно из них на улице).
Музыкальные и физкультурные занятия проводятся в музыкальном и физкультурных залах, занятия по ИЗО проводятся в изостудии.
Дополнительные образовательные услуги, предоставляемые воспитанникам детского сада: кружок «Юный эколог», природоведческий – «Войди в природу другом», культурологический – «Народное творчество», «Игра- дело серьезное».
В ДОУ разработана и осуществляется система профилактических и закаливающих мероприятий, которая включает в себя:
- ежедневные утренние гимнастики, продолжительностью от 5 до 10 минут;
- ежедневные прогулки продолжительностью 4-4,5 часов;
- занятия физкультурой на улице;
- сбалансированное трехразовое питание;
- полоскание рта после еды;
- обширное умывание (в теплое время года);
- гимнастика после сна;
- солнечные воздушные ванны;
- осмотр врача-педиатра;
- консультационная помощь специалистов по вопросам здоровья и психического развития.
Традиционным в детском саду является проведение тематических дней: «Здоровья и красоты» – март, «Театр – дети – творчество» – февраль, «Осенние краски» – ноябрь, Новогоднее таинство» – декабрь. Проводятся авторские выставки.
ДОУ активно сотрудничает с ДК – участие в концертах, выставках и в совместных праздниках; со школой – ежегодно проводятся открытые мероприятия для учителей начальных классов; детской библиотекой – участие в конкурсах и выставках.
Родителям оказывается консультативная помощь всеми специалистами, работающими в ДОУ.
СОДЕРЖАНИЕ ПСИХОЛОГО – ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ.
ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ.
«ЗДОРОВЬЕ».
Необходимыми условиями решения одной из главных задач ДОУ по охране жизни и укреплению здоровья детей являются:
- создание в ДОУ безопасной образовательной среды;
- осуществление комплекса психолого – педагогической, профилактической и оздоровительной работы;
- использование комплексной системы диагностики и мониторинга состояния здоровья детей.
Основные задачи психолого – педагогической работы.
- сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей;
- воспитание культурно – гигиенических навыков;
- формирование первоначальных представлений о здоровом образе жизни.
«ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА».
Основные задачи психолого – педагогической работы.
- развитие физических качеств / скоростных, силовых, гибкости, ловкости, выносливости и координации/.
- Накопление и обогащение двигательного опыта детей /освоение основными движениями/.
- Формирование у воспитанников потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании.
«СОЦИАЛИЗАЦИЯ».
Основные задачи психолого – педагогической работы.
- развитие игровой деятельности;
- приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми;
- формирование представлений о себе.
«ТРУД».
Основные задачи психолого – педагогической работы.
- развитие трудовой деятельности;
- воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам;
- формирование первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека.
«БЕЗОПАСНОСТЬ».
Основные задачи психолого – педагогической работы.
- Формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности /формирование представлений о некоторых видах опасных ситуаций и способах поведения в них/;
- Формирование основ безопасности окружающего мира природы, как предпосылки экологического сознания.
«ЧТЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ».
Основные задачи психолого – педагогической работы.
- Формирование целостной картины мира;
- Развитие литературной речи;
- Приобщение к словесному искусству.
«КОММУНИКАЦИЯ».
Основные задачи психолого – педагогической работы.
- Осуществление передачи содержание социально-исторического опыта человечества;
- Передачу опыта различных видов деятельности и обеспечение их освоения;
- Обмен мыслями, переживаниями по поводу внутреннего и окружающего мира, побуждение и убеждение собеседников действовать определенным образом для достижения результата;
- Развитие свободного общения воспитанников со взрослыми и детьми;
- Развитие всех компонентов устной речи.
«ПОЗНАНИЕ».
Основные задачи психолого – педагогической работы.
- Развитие сенсорной культуры;
- Развитие познавательно-исследовательчкой и продуктивной деятельности;
- Формирование элементарных математических представлений;
- Расширение кругозора детей.
«МУЗЫКА».
Основные задачи психолого – педагогической работы.
- Приобщение ребенка к культуре и музыкальному искусству;
- Развитие музыкально-художественной деятельности.
«ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО».
Основные задачи психолого – педагогической работы.
- Развитие продуктивной деятельности детей;
- Развитие детского творчества;
- Приобщение к изобразительному искусству.
Комплексная программа |
Парциальные программы и педагогические технологии |
|||
|
Физическое развитие
|
Познавательное развитие |
Социально-личностное развитие |
Художественно-эстетическое развитие |
Программа
|
Оздоровительные методики и программы
М.Ю.Картушина)
(Ю.Ф.Змановский)
(Л.Тихомирова)
(Е.С.Фролова)
|
Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. «Коррекционное воспитание и обучение детей с общим недоразвитием речи».
Виленкин Н.Я. Петерсон Л.Г. «Математика для дошкольников»
И.Н.Кондратьева «Мы. Программа экологического образования» ТРИЗ «Организация экспериментальной деятельности дошкольников» методические рекомендации. Л.Е.Журова Обучение дошкольников грамоте.
|
Княэева О.Н. «Я – ты – мы» Программа социально-эмоционального развития дошкольников
Кокуева О.Н. «Воспитание» юного патриота». Программа и технология.
Князева О.Н. Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. Программа.
Как научить детей любить Родину. Пособие по реализации государственной программы. «Патриотическое воспитание граждан».
Семенова С.И. Уроки добра. Коррекционно-развивающая программа. 5-7 лет
«Веселый этикет» Н.Е.Богуславская, Н.А.Курина
|
Программа эстетического воспитания и развития творческих способностей в ДОУ.
Д.И.Воробьёва «Гармония развития. Интегрированная программа с методическими рекомендациями».
Н.В.Дубровская «Приглашение к творчеству».
О.Н.Радынова «Шедевры музыки». |
Физкультурно-оздоровительное направление
Качества субъекта личности |
Предлагаемый результат совместной деятельности детского сада и семьи |
Педагоги, отслеживающие результат |
1. Уровень состояния здоровья |
Болеет не чаще 3-4 раз в год. |
Врач, мед. сестра использовали программы: «Организация мед. контроля за развитием и здоровьем дошкольников и школьников на основе скрининг-тестов и их оздоровление в условиях детского сада и школы» (Мет. Пособие – М. – 1995 г.)
|
2. Уровень физического развития и физической подготовленности
|
Невысокая чувствительность к физическому дискомфорту. |
Инструктор по физической культуре |
3. Уровень психического развития |
Соответствие возрастной норме развития, эмоциональная стабильность, соответствующие возрасту, поведение, не подвержен страхам, отсутствие навязчивых движений.
|
Психолог, использованная методика «Человек», использованы данные О.Ш.З. |
4. Сформированность двигательно-моторной сферы |
Доступны точные, аккуратные и согласованные движения рук. Умело действует с карандашами, пластилином, ножницами. Рука практически готова к обучению письму.
|
Инструктор физкультуры, психолог, тест «Керна-Иерасины» диагностика О.Ш.З. |
5. Сформированность ценных гигиенических навыков и привычек |
Соблюдает режим, правила личной гигиены. Может прислушиваться к себе, своему организму. Умеет помочь себе сам.
|
Наблюдения
|
6. Уровень работоспособности |
Ребенок занимается в свойственном ему темпе. Действует сосредоточенно и продуктивно; доводит начатое до конца. Снижение утомляемости, исчезновение признаков суетливости моторно-двигательной расторможенности.
|
|
Познавательно-речевое направление
Качества субъекта личности |
Предлагаемая характеристика ребенка дошкольника при выпуске в школу |
Педагоги, отслеживающие результат |
1. Уровень сформированности интеллектуальных предпосылок для начала систематического школьного обучения
|
Развитие психологических процессов соответствует норме, учение становится важнейшим видом деятельности (может заниматься до 15 мин.) |
Психолог О.Ш.З.
|
2. Приобретение ряда познавательных умений
|
Могут экспериментировать с цветом, усваивают основополагающие формы упорядочения опыта (причинно-следственные связи, родововидовые, пространств, временные отношения. Может сравнивать, анализировать. Владеет символическими действиями (схемы).
|
Преподаватели ИЗО, воспитатель из наблюдений за самостоятельною деятельностью детей. |
3. Сформированность познавательной активности, интереса к миру, желание узнать новое |
Умеют вести элементарную опытническую и экспериментальную деятельность. Достаточно высокий уровень информированности помогает получать знания о природном и социальном мире. Удовлетворяет свою любознательность с помощью энциклопедий, словарей.
|
Психолог «Карточно-словарный текст», воспитатель из наблюдений, анкета для родителей. |
4. Сформированность речевой сферы развития |
Правильно произносит все звуки родного языка. Обладает словарным запасом (около 4000 слов), позволяющим связно изложить мысль, объяснить и обосновать свои мысли.
|
Логопед
|
5. Коммуникативное развитие
|
Открыт для общения как со сверстниками, так и детьми. Активно пользуется естественно-мимическими средствами. Общение внеситуативно-познавательное.
|
Воспитатели, психолог
|
Социально-личностное направление
Качества субъекта личности |
Предлагаемый результат совместной деятельности детского сада и семьи |
Педагоги, отслеживающие результат |
1.Сформированность осознания своих возможностей, достижений (самооценка) |
Стремится к личностным достижениям (Я уже знаю, умею) самоутверждению, признанию. |
Психолог – методика «Лесенка»
|
2. Выражение интереса к общему результату.
|
Не отказывается от заданий. Умеет выразить своё отношение к собственной жизни и жизни окружающих. |
Воспитатели. |
3. Сформированность способностей принять общую цель и условий, согласованных действий. |
Высказывает собственные элементарные суждения, делает логические выводы, может продолжить логическое словесное рассуждение. Воспринимает инструкцию и по ней выполняет действия в соответствии с поставленной целью и задачами, ему не надо несколько раз повторять задание. |
Воспитатели из наблюдений (начало, конец года) |
4. Уровень усвоения основ культуры поведения. |
Знает как вести себя со сверстниками и взрослыми. Выполняет нормы и правила бытового социального взаимодействия (здороваться, уступать место взрослым» – «Дошкольное воспитание» №2-2003, с.81). |
Воспитатели оценивают основываясь на критерии основ культурного поведения |
5. Сформированность предпосылок вхождения выпускника в более широкий социум. |
Объект познания – явления окружающего мира, события удаленные во времени. Взрослый интерес как источник информации, учитель. |
Использовать материалы О.Ш.З.
|
6. Уровень самостоятельности.
|
Самостоятельно находит и исправляет ошибки в своей работе, не ждет конкретных указаний: сделай так, так как. Стремится к расширению возможностей для самостоятельной реализации известных норм и правил в различной жизненной ситуации. |
Использовать показания развития самостоятельно |
7. Сформированность гуманных направлений в поведении. |
Стремятся подражать социально позитивному поведению значимых взрослых, героев книг, фильмов. |
Наблюдения за детьми, беседы |
8. Сформированность умений оценивать свои и чужие поступки с позиции общих ценностей |
Может дифференцировать «Что такое хорошо и что такое плохо». |
Воспитатели из наблюдений |
Художественно-эстетическое направление
Качества субъекта личности |
Предлагаемый результат совместной деятельности детского сада и семьи |
Педагоги, отслеживающие результат |
1. Сформирован интерес к творчеству
|
Владеет приемами и средствами создания образов, создаёт оригинальные образы. Проявляет заинтересованность в творческой деятельности. Сформирована позиция созидателя.
|
Развито положительное отношение к собственной деятельности.
|
2. Уровень развития воображения
|
Воображение произвольное, самостоятельное (творчество по замыслу). Перестает путать действительность и вымысел, становится более ярким, оригинальным (проявляется продуктивных видах деятельности, игре).
|
|
3. Уровень развития театральной деятельности |
Имеет глубокие знания театральной азбуки. Владеет приемами театрально-игровой деятельности.
|
Оценивают воспитатели по критериям. |
4. Уровень развития изобразительной деятельности |
Знает виды искусств, окликается на увиденные образы, может, может рассказать о творчестве художников. Владеет приемами воссоздания в ИЗО мотивов народного орнамента. Умеет работать с различными материалами.
|
Анализ детской работы преподавателями ИЗО
|
5. Уровень музыкального развития
|
Эмоционально отзываются на музыку. Могут объяснять почему нравятся музыкальные произведения , определять характер незнакомых произведений. Знают пьесы П.Чайковского, Д.Кабалевского. Выразительно, точно интонируя, поют попевку в 2-3 тональности. Сочиняют варианты плясок, инсценировать движения песни. Играть на Д.М.И.
|
Музыкальные руководители, начало и конец года
|
Часть 2.
ПРИОРИТЕТНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ: «ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ВОСПИТАННИКОВ»
ЦЕЛЬ:
Сохранение и укрепление здоровья детей, формирование у воспитанников, педагогов, родителей ответственности в деле сохранения собственного здоровья.
ЗАДАЧИ:
- Охранять и укреплять здоровье детей, совершенствовать их физическое развитие, повышать защитные свойства организма, улучшать физическую и умственную работоспособность.
- Формировать у всех участников образовательного процесса осознанное отношение к своему здоровью.
- Воспитывать в детях, родителях потребность в здоровом образе жизни как показателе общечеловеческой культуры.
- Развивать основные физические способности (силу, быстроту, выносливость, ловкость) и умение рационально использовать их в различных условиях.
- Формировать и совершенствовать двигательные умения и навыки, обучать новым видам движений, основанных на приоритетных знаниях и мотивациях физических упражнений.
- Способствовать усвоению правил соблюдения гигиенических норм и культуры быта, связывая воедино элементы анатомических, физиологических и гигиенических знаний.
- Создать оптимальный режим дня, обеспечивающий гигиену нервной системы ребенка, комфортное самочувствие, нервно-психическое и физическое развитие.
- Обеспечить квалификационную диагностику состояния здоровья и развития детей с учетом современных научных подходов, мониторинга и оценки влияния оздоровительных технологий на организм человека.
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПРОГРАММЫ:
- Воспитательно-оздоровительное;
- Лечебно-профилактическое;
РАБОТА С ДЕТЬМИ.
1. ДИАГНОСТИКА.
- медицинские работники, изучая анамнез развития ребенка, выявляют часто болеющих детей, страдающих хроническими заболеваниями;
- воспитатели группы диагностируют знания, умения, навыки, предусмотренные программой, наблюдают за поведением ребенка в повседневной жизни;
- инструктор по физкультуре осуществляет контроль за развитием крупномоторных и мелкомоторных навыков, уровнем двигательной активности, организует тестирование по физической подготовке;
- музыкальный руководитель обследует состояние уровня музыкального развития.
2. ПОЛНОЦЕННОЕ ПИТАНИЕ
ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПИТАНИЯ.
- выполнение режима питания;
- гигиена приема пищи;
- ежедневное соблюдение норм потребления продуктов и калорийности питания;
- эстетика организации питания;
- индивидуальный подход к детям во время питания;
- правильность расстановки мебели.
3. СИСТЕМА ЭФФЕКТИВНОГО ЗАКАЛИВАНИЯ.
ОСНОВНЫЕ ФАКТОРЫ ЗАКАЛИВАНИЯ.
- закаливающее воздействие органично вписывается в каждый элемент режима дня;
- закаливающие процедуры различаются как по виду, так и по интенсивности;
- закаливание проводится на фоне различной двигательной активности детей на физкультурных занятиях, других режимных моментах;
- закаливание проводится на положительном эмоциональном фоне и при тепловом комфорте организма детей;
- постепенно расширяются зоны воздействия, и увеличивается время проведения закаливающих процедур.
В детском саду проводится обширный комплекс закаливающих мероприятий:
- соблюдение теплового режима в течение дня;
- правильная организация прогулки и её длительность;
Соблюдение сезонной одежды во время прогулки с учетом индивидуального состояния здоровья детей;
Дыхательная гимнастика после сна;
Мытье прохладной водой рук по локоть;
Полоскание рта водой комнатной температуры.
Методы оздоровления:
- ходьба по ребристой дорожке;
- контрастное обливание ног (летом);
- дозированный оздоровительный бег на воздухе;
- хождение босиком по спортивной площадке (летом);
- релаксационные упражнения с использованием музыкального фона (музыкотерапия);
- использование элементов психогимнастики на занятиях по физкультуре.
4. ОРГАНИЗАЦИЯ РАЦИОНАЛЬНОЙ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ.
Основные принципы организации физического воспитания в детском саду:
- физическая нагрузка адекватна возрасту, в полу ребенка, уровню его физического развития, биологической зрелости и здоровья;
- сочетание двигательной активности с общедоступными закаливающими процедурами;
- обязательное включение в комплекс физического воспитания элементов дыхательной гимнастики, упражнений на повышение выносливости кардиореспираторной системы;
- медицинский контроль за физическим воспитанием, и оперативная медицинская коррекция выявленных нарушений в состоянии здоровья;
- включение в гимнастику и занятия элементов корригирующей гимнастики для профилактики плоскостопия и искривления осанки.
Формы организации физического воспитания:
- физические занятия в селе и на спортивной площадке с элементами психогимнастики;
- туризм (прогулки – походы)
- дозирование ходьба;
- оздоровительный бег;
- физкультминутки;
- физкультурные досуги, праздники, «Дни здоровья»;
- утренняя гимнастика;
- индивидуальная работа с детьми;
Физкультурные занятия разнообразны по форме и содержанию в зависимости от задач:
- Традиционные
- Игровые: в форме подвижных игр малой, средней и большой интенсивности
- Сюжетно – игровые
- Тематические занятия
- Занятия в форме оздоровительного бега
- Музыкальные путешествия
5. СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ОРГАНИЗАЦИИ ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ РЕЖИМОВ ДЛЯ ДЕТЕЙ.
- стереотипно повторяющиеся режимные моменты;
- полная реализация следующей триады: оптимальная индивидуальная двигательная активность с преобладанием циклических упражнений, достаточная индивидуальная умственная нагрузка и преобладание положительных эмоциональных впечатлений;
- достаточный по продолжительности дневной и ночной сон детей;
- организация режима дня детей в соответствие с сезонными особенностями;
- санитарно – просветительская работа с сотрудниками и родителями.
6. СОЗДАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ЗДОРОВОМ ОБРАЗЕ ЖИЗНИ.
- привитие стойких культурно-гигиенических навыков;
- обучение уходу за своим телом, навыкам оказания элементарной помощи;
- формирование элементарных представлений об окружающей среде;
- формирование привычки о строении собственного тела, назначении органов;
- формирование представлений о том, что полезно и вредно для организма;
- выработка у ребенка осознанного отношения к своему здоровью, умения определить свои состояния и ощущения;
- обучение детей правилам дорожного движения, поведению на улицах и дорогах;
- вести систематическую работу по ОБЖ, выработке знаний и умений действовать в опасных жизненных ситуациях.
7. ПРИМЕНЕНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ И ПСИХОПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ И МЕТОДОВ.
- выявление факторов, способствующих возникновению и развитию стрессовых состояний у детей;
- применение психолого-педагогических приемов, направленных на купирование и предупреждение нежелательных аффективных проявлений;
- обеспечение условий для преобладания положительных эмоций в ежедневном распорядке дня каждого ребенка;
- создание благоприятного психологического климата в группах и ДОУ в целом;
- обучение детей приемам мышечного расслабления – базового условия для аутогенной тренировки;
- организация уголка психологической разгрузки («уединения») в группе;
8. ЛЕЧЕБНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА.
- Фитотерапия: отвары, настои трав.
- Витаминотерапия: аскорбиновая кислота, ревит, витаминизированные напитки.
- Иммунодуляторы: дибазол.
- Применение оксолиновой мази.
- Физкультурные занятия босиком.
- Подвижные игры и физические упражнения на свежем воздухе.
- Утренняя гимнастика с обязательным бегом на выносливость и дыхательными упражнениями.
- Дыхательная гимнастика после еды.
- Спортивные игры и соревнования.
- Элементы точечного массажа и пальчиковые упражнения для укрепления здоровья.
- Элементы психогимнастики, релаксация.
РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ.
ЗАДАЧИ:
- Повышение педагогической культуры родителей;
- Пропаганда общественного дошкольного воспитания;
- Изучение, обобщение и распространение положительного опыта семейного воспитания;
- Установка на совместную работу с целью решения всех психолого-педагогических проблем развития ребенка;
- Вооружение родителей основами психолого-педагогических знаний через психологические тренинги, консультации, семинары;
- Валеологическое просвещение родителей в создании экологической и психологической среды в семье;
- Включение родителей в воспитательно-образовательный процесс.
ФОРМЫ РАБОТЫ:
- Проведение родительских собраний, семинаров – практикумов, консультаций;
- Педагогические беседы с родителями (индивидуальные и групповые) по проблемам;
- Дни открытых дверей;
- Экскурсии по детскому саду для вновь прибывших;
- Показ занятий для родителей;
- Совместные занятия для родителей и детей;
- Круглые столы с привлечением специалистов детского сада (инструктора по физической культуре, медицинской сестры, врача-педиатра);
- Организация совместных дел.
МЕТОДЫ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ПЕДАГОГАМИ В РАБОТЕ:
- Анкета для родителей
- Беседы с родителями
- Беседы с ребенком
- Наблюдение за ребенком
- Изучение рисунков на тему: «Наша семья» и их обсуждение с детьми
- Посещение семьи ребенка
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ.
- Создание системы комплексного мониторинга состояния здоровья ребенка.
- Снижение количества наиболее часто встречающихся в дошкольном детстве заболеваний.
- Снижение поведенческих рисков, представляющих опасность для здоровья.
- Коренное совершенствование системы физического воспитания на основе реализации индивидуального подхода.
- Обеспечение условий для практической реализации индивидуального подхода к обучению и воспитанию.
- Повышение заинтересованности сотрудников детского сада и родителей в укреплении здоровья дошкольников.
- Повышение квалификации сотрудников дошкольного учреждения.
- Стимулирование повышения внимания дошкольников и их родителей к вопросам здоровья, питания, здорового образа жизни, рациональной двигательной активности.